По итогам 2013 года в надзорный орган республики с жалобами на навязывание дополнительных страховых услуг при заключении договоров ОСАГО обратились 19 мариэльцев. По их словам, страховщики для выдачи бланков на оформление полиса просили застраховать их жизни и здоровье, а также личное имущество.
В связи с этим руководитель регионального Управления Роспотребнадзора Светлана Булатова напомнила компаниям, занимающимся автогражданкой, пункт 2 статьи 16 Закона «О защите прав потребителей», который запрещает обязывать приобретение одних товаров и услуг. Согласно п. 3 статьи 927 Гражданского кодекса РФ, случаи обязательного страхования жизни, здоровья и имущества граждан могут быть предусмотрены лишь за счет бюджетных средств.
Таким образом, обязанность страховать свою жизнь или здоровье не может быть возложена на гражданина по закону (пункт 2 ст. 935 того же кодекса).
— Рассматривая статью 426 Гражданского кодекса, мы можем сказать, что публичным договором признается тот, который заключен коммерческой организацией и устанавливает ее обязанности по продаже товаров и услуг. Это значит, что страховщик по роду своей деятельности должен оказывать услуги каждому, кто к нему обратится, в том числе по договору ОСАГО, — комментирует Светлана Ильгизовна.
Поэтому страховщик не имеет право отказать автовладельцу, представившему все нужные документы, в оформлении полиса обязательного автострахования (п. 14 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств). В противном случае отказ фирмы от заключения публичного договора либо навязывание дополнительных услуг при покупке полиса ОСАГО является нарушением требований законодательства.
Что делать дальше, если ваши права потребителя были нарушены? Читайте здесь:
«Бланков нет» или убыточное ОСАГО>>
Напомним, в настоящее время в прокуратуре Йошкар-Олы по фактам жалоб в отношении страховых компаний проверки продолжаются.
ИА «МариМедиа». При использовании материала гиперссылка обязательна.