Известно, что первоначально чай употребляли в качестве целебного снадобья, а затем уже – как напиток, утоляющий жажду. Почти пять тысяч лет назад один из богоравных императоров Поднебесной, тот самый, которому приписывают создание всех искусств и ремесел, существующих на земле, отправился в путешествие для сбора и изучения лекарственных растений. Случайно упавшие в его сосуд с кипятком чайные листочки заварились; настой очень понравился императору; так китайцы описывают открытие и освоение чудесного напитка. Суть чайной традиции ясно видна, несмотря на обязательное украшение легенд виньетками и арабесками: чай – напиток, обретенный случайно и использовавшийся поначалу как лечебный; кто его впервые выпил и почувствовал его бодрящую силу – не так уж важно…
Далее история чая развивалась следующим образом. Заваривание эволюционировало от варки (кипячения) до просто заливания кипятком; в чай перестали добавлять соль (этот способ остался лишь для изощренных любителей); отказались от прессования ферментированных листьев или порошка из них в плитки-брикеты (плиточный чай следовало перед употреблением растолочь в ступке). И наконец, на рубеже первого и второго тысячелетий нашей эры люди стали готовы к так называемой чайной церемонии – очень длительному, сложному ритуалу, дающему возможность сполна насладиться вкусом и запахом чая. Таким образом, чай превратился из просто напитка в культовый продукт.
Культура чаепития начала было угасать во времена монгольского ига; под влиянием чжурчжэньских ценностей и традиций вообще многое из достижений древней китайской цивилизации ушло в небытие. Возродилась чайная культура лишь к семнадцатому веку; тогда в ходу был листовой чай с соответствующими приемами заваривания; и именно эти чайные привычки (в упрощенном варианте) и переняли европейцы, познакомившиеся с чаем в эпоху Великих географических открытий, а с середины восемнадцатого века вознесшие не только чай, но и всё китайское на острие моды.
Следуя далее по виткам чайной истории, становится с прискорбием видно, что любые войны наносили и экономике, и культуре Поднебесной трудновосполнимый ущерб, впрочем, как и повсюду в мире. Так, опиумные войны девятнадцатого века, войны и революции двадцатого – вплоть до семидесятых годов – привели к практически полной утрате своих позиций на рынке чая.
Если прежде Китай был, по сути, монополистом в этой области, то в результате политических потрясений он утратил свои позиции, порою даже прекращал экспорт чая и, естественно, растерял славу флагмана мирового чаеводства. С чайной церемонией дело тоже обстояло не гладко. Материковый Китай счел ее излишеством, и хранителями ценностей в данном случае выступили Тайвань и китайские диаспоры в иных странах, в частности, в Америке. В восьмидесятые понемногу стало происходить возвращение прежних обычаев.
В наши дни доля Китайской Народной Республики в экспорте чая составляет примерно четверть мирового рынка, и доставка из Китая различных сортов листового продукта (надо сказать, что чаеводы с одного куста могут получать до пятисот сортов!) организована во все концы света.
ИА «МариМедиа». При использовании материала гиперссылка обязательна.