13-14 ноября 2019 года в Йошкар-Оле на базе Поволжского государственного технологического университета (Волгатех) состоялась конференция «Цифровые технологии и платформы в образовании: как использовать новые возможности». В мероприятии приняли участие более ста участников, которые представляли 55 образовательных организаций, включая 45 вузов из 29 субъектов Российской Федерации.
Мероприятие было организовано ПГТУ (Волгатех) совместно с АНО «Университет НТИ «20.35» при поддержке Минобрнауки России в рамках реализации отдельных направлений национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации», национального проекта «Образование» и приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в РФ» («СЦОС в РФ»).
Ректор ПГТУ Виктор Шебашев, открывая конференцию, приветствовал участников и подчеркнул, что сегодняшние мероприятие — особое.
«Мы понимаем, что все в нашем мире стремительно меняется, в том числе, тенденции в образовании. Поэтому сегодня хотелось бы выработать позицию, согласованную как со стороны Минобрнауки России и Университетом НТИ «20.35», так и со стороны академического сообщества», — отметил он.
От имени руководства Марий Эл к представителям вузов обратился первый заместитель Председателя Правительства Республики Михаил Васютин. По его словам, Волгатех является центром инновационного пространства региона. ПГТУ много лет ведет целенаправленную работу по внедрению в процесс обучения электронных ресурсов, будучи одним из вузов-лидеров в этой области и участвуя в реализации приоритетного проекта «СЦОС в РФ».
Первый день был посвящен обсуждению проектов и сервисов в области цифровизации образования, представленных Университетом НТИ «20.35» и Агентством стратегических инициатив. Участники узнали о том, как принять участие в сетевом проекте продвижения технологий в области искусственного интеллекта или получить статус Центра проектов и практик по управлению, основанному на данных (Центр CDO).
Подводя итоги дня, генеральный директор Университета НТИ «20.35» Василий Третьяков отметил, что мероприятие является важной вехой в развитии онлайн-образования и модели цифрового университета, направленных, в том числе, на то, чтобы каждый университет мог стать для большого количества людей точкой сборки набора компетенций и навыков, помогающих им включиться в процесс достижения целей Национальной технологической инициативы — глобального технологического лидерства России к 2035 году.
Второй день семинара был посвящен рассмотрению практических кейсов, реализованных в рамках приоритетного проекта «СЦОС в РФ» и обсуждению актуальных вопросов развития онлайн-обучения. Эксперты рассказали о моделях использования онлайн-курсов в образовательных программах, построении индивидуальных траекторий, интеллектуальных онлайн-сервисах для преподавателей и многом другом. Завершился семинар открытой дискуссией, в которой принял участие Директор департамента информационных технологий сфере науки и высшего образования Антоний Швиндт.
Антоний Швиндт отметил, что мероприятие продемонстрировало высокий интерес образовательных организаций к цифровой трансформации и созданию собственных онлайн-продуктов.
«Во время дискуссий получена ценная обратная связь от региональных вузов, предложены новые подходы и модели по развитию университетов в рамках создания современной цифровой образовательной среды в России», — отметил он. — «Свою успешность доказала и работа региональных центров компетенций в области онлайн-обучения, например, по таким направлениям, как переподготовка профессиональных кадров и создание онлайн-курсов. Из-за высокой скорости происходящих изменений нельзя останавливаться на достигнутых результатах. Важно продолжить работу над успешными проектами, руководствуясь интересами граждан страны и следуя принципам открытого, равноправного взаимодействия с образовательным сообществом».
На базе ПГТУ Волгатех с 2017 года действует Региональный центр компетенций в области онлайн-обучения, сотрудники которого не только создают свои онлайн-курсы, но и разрабатывают программы повышения квалификации для школьных педагогов и преподавателей вузов. По данным программам уже прошли и сейчас проходят обучение более 2 тысяч представителей образовательных организаций из пяти федеральных округов страны.
Фото: Волгатех