«С чего всё начиналось? А хорошо всё начиналось! Все были равны и свободны. Люди, которые жили и охотились сообща, назывались — Род. Оттуда и пошли эти слова: родители, родной, Родина... Но вот однажды трещины стали рассекать этот Род человеческий...»
Под таким эпиграфом в театре драмы им. Г. Константинова вышел новый спектакль в постановке режиссёра Ивана Немцева «Две стрелы». На премьере побывала и корреспондент ИА МариМедиа и попыталась понять, почему тема детектива каменного века так актуальна сейчас и попали ли «стрелы» в умы и сердца зрителей.
«Покоя и порядка больше не будет!»
Кстати, о детективе и каменном веке! Прямо скажем, жанр, которым определил свою пьесу известный драматург Александр Володин, достаточно неординарный, но от того, наверно, вызывающий ещё большее любопытство, что за этим стоит.
События, действительно, разворачиваются то ли в первобытнообщинном строе, то ли в параллельной вселенной, то ли в альтернативной реальности. В племени «Зубров» произошло убийство сородича. Его убили двумя стрелами в спину. Самое подлое в этой истории то, что это сделал кто-то из своих.
Глава Рода пытается найти виновного. Однако постепенно становится понятно, что за всем этим стоит гораздо более глубокая история, нежели только лишь непонятное сведение счетов с соплеменником. Здесь вскроется и тема борьбы за власть, и преследования личных интересов, дружбы и доверия. Одним словом, «покоя и порядка больше не будет!».
— Спектакль суперсовременный в своём звучании! — отмечает Иван Немцев, говоря об актуальности. — Проблемы, которые поднимаются в нём, они вечные. Это и предательство, любовь и измены, обман, вера, надежда — всё это было в прошлом, есть в настоящем, очевидно, будет и в будущем.
«Здесь я вместе со всеми!»
Над всем этим стоит ещё и другая глобальная тема, которая красной нитью проходит по всей пьесе, — это тема Родины. Её созвучие со словом «Род» здесь совсем неслучайно, как и взаимосвязь с такими производными, как «родные», «родители», «природа»... С этой точки зрения спектакль наполнен многочисленными символами. Можно увидеть и исторические отсылы, и реалии сегодняшних дней.
Взять, к примеру, диалог главы Рода с Ушастым, который советует тому уходить из племени. Однако Ушастый настаивает, что ему не будет там хорошо: «Там — это будет всё равно как будто после жизни, как будто я уже умру! Меня уже не будет! Здесь я вместе со всеми! Пускай даже мне не верят!»
Ничего не напоминает? Патриотическая линия в пьесе, между прочим 1980 года издания, удивительным образом перекликается с нынешней повесткой дня.
Как бы пафосно ни звучало, но предавая Родину, предаём и себя — так трактует авторскую мысль режиссёр постановки.
— Наш мир очень хрупкий! В каких-то моментах, наверно, пора бы уже остановиться и подумать о том, что нужно начать отдавать и другим, а не только ставить себя во главу угла! Наш спектакль, мне кажется, как раз об этом. Как напоминание, как предупреждение — время собирать камни и обратиться к своим корням, — говорит Иван Немцев.
«Вкусно», стильно, талантливо
В этой постановке константиновцы показали и свои новые возможности — в этот раз в хореографии. Балетмейстер Пётр Колесников виртуозно поработал над пластическим рисунком пьесы и добавил динамики, благодаря чему картинка заиграла ещё больше, а артисты драмы доказали, что ничто танцевальное не чуждо и им.
Отдельно нужно отметить также костюмы и оформление сцены, над которыми в тандеме уже далеко не в первый раз работают художник Лариса Воробьёва и обладатель «Золотой маски» Сергей Таныгин. Почерк мастеров заядлые театралы, уверена, увидят сразу. Это «вкусно», стильно, талантливо и прочувствовано до мельчайших деталей.
За всем этим заметен безусловный труд, который органично вписывается в режиссёрское решение: очень кропотливое и филигранное в своём исполнении. Вообще, надо отметить, что Иван Немцев с каждой последующей своей работой раскрывает очередные грани своего профессионального мастерства и роста. Каждый раз — это какое-то новое авторское видение, очень глубокомысленное по своей сути. Отчётливо это прослеживается и в «Двух стрелах».
Будет ли хеппи-энд?
Однако, как признаются в команде, работа при кажущейся для зрителя слаженности, на самом деле, очень сложная. Сложно она выстраивалась и в процессе.
Спектакль довольно массовый — в некоторых эпизодах на сцене задействованы 20 человек. Энергетика бьёт ключом. А сколько ярких ролей открывает этот хитро закрученный детектив. Каким, например, умудрённым старцем получился у заслуженного артиста Марий Эл Дамира Закирова глава Рода, доверчивый и открытый миру — персонаж Ушастого в исполнении Евгения Сорокина. Ну и, конечно, бесспорно покорила Вдова, блестяще сыгранная заслуженной артисткой РФ Наилёй Сулеймановой. Кстати, для неё режиссёр уготовил свой путь, отступив от первоисточника. А вот есть ли в нём место для хеппи-энда для этой конкретной героини, это, как говорится, смотрите сами.
Да и в целом, есть ли он в этой истории?! Маленький спойлер — финал кого-то удивит, а кого-то заставит провести причинно-следственные связи. Тот случай, когда в спектакле нужно ориентироваться не на поверхностные эмоции, а проникнуться его философией. И да — возможно, она откроется не сразу и не каждому, над ней, конечно, надо думать. В этом и посыл этих самых «Двух стрел». По крайней мере, так это увидела я!
Ирина Кандакова
Фото: Иван Пичушкин
16+