Одно из самых обсуждаемых событий текущей недели... Да что там мелочиться, самое обсуждаемое событие — это пожар в Париже. Собор Парижской Богоматери, Notre-Dame de Paris, сильно пострадал от грандиозного пожара. Нет, он не сгорел полностью. И его даже можно восстановить (кстати, реставрация была начата до пожара). Но сколько уникальных вещей утеряно, какой пласт истории растворился в языках пламени... Французы посыпают голову пеплом (фигурально выражаясь), а миллиардеры всего мира жертвуют сотни миллионов на восстановление одной из значительных страниц истории нашей цивилизации.

Начало своё Собор Парижской Богоматери ведёт с далёкого 1163 года. Именно тогда был заложен первый камень в фундамент будущего величественного сооружения. Но возник собор не на пустом месте — раньше на месте этого собора стоял древнеримский храм бога Юпитера, с распространением христианства его сменила базилика Святого Стефана. Впоследствии на этом же месте были построены еще две церкви, от которых к XII веку почти ничего не осталось. Тогда-то и было решено возвести здесь новый храм, такой, чтобы по красоте и величию ему не было равных.

Строительство велось 182 года. И это, скажем вам, совсем недолго. Ну, по сравнению с прочими архитектурными шедеврами. Например, Кёльнский собор строили более 600 лет, а строительство Храма Святого Семейства (Temple Expiatori de la Sagrada Família) в Барселоне не завершено до сих пор. Но вернёмся к Нотр-Дам де Пари.

Во время строительства была задумка, что помещение храма должно вместить всех жителей Парижа. В Нотр-Дам де Пари торжественно возлагали короны на головы императоров. В нём заключали свои союзы короли и королевы. Крестоносцы, отправлявшиеся в свои походы, получали в этом соборе благословение. Самые богатые люди Парижа считали это место самым надежным хранилищем для ценностей и сдавали на хранение в собор свои несметные сокровища. Последнее обстоятельство, кстати, чуть не сыграло роковую роль в судьбе храма. История гласит, что во времена Великой революции парижане, обезумев, ворвались в Нотр-Дам де Пари разграбили сокровищницу, попутно нанеся непоправимый ущерб многим статуям. После этого храм и вовсе решили взорвать. Но, видимо, вмешались некие высшие силы — у бунтовщиков неожиданно закончился порох. Потом, когда разрушительный запал приутих и практичность взяла верх, собор приспособили под склад, где стали хранить запасы провианта.

И сложно представить себе, что, если бы не литературный гений Виктора Гюго, в красках описавший трагедию прекрасной Эсмеральды, этот храм мог быть предан забвению и разрушению. Ведь в XIX веке собор воспринимался как маргинальный осколок прошлого, огромная мрачная глыба, неведомым образом сохранившаяся в Париже со времен не менее мрачного Средневековья. В год публикации романа Нотр-Дам в очередной раз подвергся разграблению — противники реставрации Бурбонов ворвались в собор, разграбили ризницу и побили несколько витражей.

Чем же уникален Нотр-Дам? У этого здания практически нет стен, но есть множество колонн, соединенных друг с другом арками. Арочные проемы декорированы витражами.

Собор Парижской Богоматери в эпоху мрачного Средневековья был своеобразной Библией для тех, кто не владел грамотой. Большое количество скульптур, украшающих внутреннее убранство храма, представляют собой иллюстрацию всей истории человечества от грехопадения Адама и Евы до дня Страшного суда.

Крышу собора Парижской Богоматери во Франции украшают статуи химер. Появились они здесь уже после реконструкции храма в XIX веке. С ними связано множество мифов. Долго время люди верили, что эти статуи и некоторые другие архитектурные элементы собора Парижской богоматери таят в себе скрытые символы оккультных наук.

Уникальность Нотр-Дама заключается не только в его архитектуре и таинственности, но и в колоколах. Самый огромный колокол католического храма носит имя Эммануэль, его вес достигает 13 тонн, а язык весит чуть более полутоны. Самый старый из всех колоколов называют Белль, он был отлит еще в 1631 году.

Еще одна музыкальная достопримечательность сооружения — орган, считающийся самым большим во Франции. Он был установлен в XV веке, с тех пор инструмент неоднократно реконструировался и достраивался, а в 1992 году орган компьютеризировали. Он имеет восемь тысяч труб и сто одиннадцать регистров и поражает посетителей мощным и насыщенным звуком каждое воскресенье, во время бесплатных концертов.

Бесспорно, Нотр-Дам де Пари необходимо восстановить. У мировой общественности даже не возникает иных мнений. Вопрос, как всегда — в средствах, сроках и специалистах, способных на такую масштабную, но при этом ювелирную работу. Но вопросы эти вполне решаемы. Пожертвования на восстановление собора уже превысили 300 миллионов евро, и цифра с каждым днём растёт. Так что пусть не скоро, но собор восстанет в прежнем блеске, не утратив своего готического очарования.

Фото: pixabay.com