В Марийском театре оперы и балета им. Э. Сапаева состоялась премьера балета по эпохальному роману Л.Н. Толстого «Война и мир». Спектакль стал громким событием в театральной жизни столицы Марий Эл. И, надо полагать, и далеко за её пределами. Масштаб и размах работы, проделанной на сцене и за кулисами, впечатляют. В тонкостях несомненного произведения искусства, воплощённого языком танца, разбиралась корреспондент ИА МариМедиа Ирина Кандакова.
Предыстория
Для начала немного предыстории о том, как балет появился в репертуаре нашего театра.
Автором замысла балетной постановки выступил народный артист России Андрей Петров, который вынашивал эту идею несколько десятилетий. Воплотить на сцене монументальное произведение помог Президентский фонд культурных инициатив.
К сожалению, проект стал последней работой именитого хореографа — в апреле этого года его не стало. До мировой премьеры он не дожил всего несколько месяцев. В августе в Крыму постановку показал Донецкий театр оперы и балета при участии театра «Кремлёвский балет» и Марийского театра оперы и балета им. Э. Сапаева.
По словам продюсера спектакля, заслуженного артиста России Айдара Шайдуллина, балет «Война и мир» — единственный балет на сегодняшний день на общемировом пространстве. Есть драматический спектакль, опера, но балета ещё не было. Андрей Петров первым вывел бестселлер Льва Толстого в этот театральный жанр.
В дань памяти мастеру
Йошкар-Ола была близко знакома с Андреем Борисовичем. Марийский театр сотрудничал с ним много лет. Худрук «Кремлёвского балета» неоднократно бывал в Марий Эл, возглавляя жюри Всероссийского конкурса артистов балета и хореографов. В дань памяти мастеру наш театр решил поставить балет его мечты и на марийской сцене.
Хореография Андрея Петрова представлена в редакции заслуженного артиста России, народного артиста Марий Эл Константина Иванова. Над сценографией работал заслуженный деятель искусств РФ Григорий Белов, над костюмами — известный российский художник Ольга Полянская. Видеохудожником выступил Валерий Сацик. Либретто написали Андрей Петров и писатель Виктор Добросоцкий.
Символично, что премьеру балета в Йошкар-Оле приурочили к Дню героев Отечества.
Вечные спутники человека
«Война и мир — вечные спутники человека. Счастье и горе, радость и беда. А в основе этих явлений — человеческие судьбы, стремительно бегущие навстречу испытаниям и познанию истины жизни», писал Лев Толстой.
Тема, которая остро звучала в стране в сложный период XIX века, и по сей день не теряет своей актуальности. Спектакль понятен даже без слов. Это глубокая драматическая история, состоящая из более 40 ёмких кадров, в которых показаны все ключевые события романа. Здесь и мечты Наполеона о мировом господстве, первый бал Наташи Ростовой (Кристина Михайлова), где у неё завязываются отношения с Андреем Болконским (Артём Веденкин), дуэль Пьера Безухова (Артём Васильев) и Долохова из-за обольстительной Элен Курагиной (Светлана Сергеева), Бородинское сражение, горящая Москва, поверженная французская армия и т.д.
Видеопроекция и стремительная смена картинок добавляют спектаклю динамичности и художественности. Сценографу и видеохудожнику удалось создать на сцене практически настоящее кино, и от эстетики этого фильма невозможно оторваться.
Впечатление усиливает и мощная по своей энергетике музыка Вячеслава Овчинникова, написанная ещё в 1960-х годах для одноимённого оскароносного фильма Сергея Бондарчука и позже переработанная для балета.
О чём эта метафора?
Балет наполнен и яркими «говорящими» символами. На экране то крутится колесо времени, то выпадают пешки в шахматной партии исторических событий. Повязки на глазах героев первой сцены очевидно тоже неспроста. О чём эта метафора — о беспомощности перед судьбой, неизвестности перед грядущим?.. Все эти детали обращают внимание и наполняют спектакль глубокими смысловыми акцентами.
Есть этот акцент и в самих персонажах, великолепно обыгранных нашими артистами балета и хореографически, и драматургически. За актёрской игрой хочется следить, затаив дыхание.
Все герои в постановке хрестоматийны, кроме одного. В драматургию спектакля авторы либретто ввели аллегорический персонаж — жестокую и циничную Войну (Елена Раськина). Вот она подстрекает Наполеона на войну с Россией, здесь разъединяет любящие сердца, в другом эпизоде упивается поражением союзных войск и торжествует при виде убитых солдат. Она тенью чёрной коронованной дамы нависает над всем живым и в любой момент готова разрушить всё на своём пути...
Спектакль производит неизгладимое впечатление. Мощная, очень сильная и пронзительная работа, будоражащая ум и побуждающая к размышлениям об историческом прошлом. Хочется пересматривать ещё и ещё, а на досуге вновь перелистать страницы поистине бессмертного произведения Льва Николаевича.
...Браво, театр!..
Ирина Кандакова
Фото: Евгений Никифоров
12+