Автор статьи
Михаил Каплан
Открыв в 1492 году Америку, Христофор Колумб попутно продемонстрировал всем сомневающимся, что Земля круглая. Напомню, что сам Колумб был итальянцем, экспедицию «якобы в Индию за корицей» финансировали король и королева Арагона и Кастилии (в пику королям Англии и Португалии), морские карты предоставили еврейские картографы с Мальорки, а команды каравелл состояли из отчаянных моряков множества национальностей (включая даже мавров).
Тот еще интернационал!
Именно тогда Земля стала круглой. Земным шаром. Глобусом! Если кого-то пугает нынешняя глобализация, то он сильно опоздал. Пол тысячи лет назад люди перестали искать «пуп земли» и стремиться к «краю ойкумены». Вместо этого у Земли обнаружились полюсы, по ней провели меридианы и параллели, и планета закрутилась!
С тех пор этот метод срабатывал многократно: невероятная идея + харизматичный лидер + храбрая команда. В результате — изменение картины мира, появление новых полюсов, ускорение движения! Не будем обмениваться банальностями из легендарных времен, вроде законов Ньютона или полета Гагарина. Эпохальные изменения точно так же происходят и в наше время.
Нынешний локомотив развития человечества — не география, механика или астрономия, а информационные технологии. И модель мира сейчас меняют программисты, когда пишут новые программы — как они выражаются, софт. За долгий срок в четыре десятилетия мы привыкли, что всемирный центр разработки софта — Силиконовая долина в Калифорнии. Ну как же, там ведь находятся Майкрософт, Интел, Эппл, Гугл и ****.
Давайте избавляться от заблуждений
Штаб-квартира Майкрософт, к примеру, находится не в Калифорнии, а в Сиэттле, штат Вашингтон. Гугл и **** — не софт. А по-настоящему крутой софт для всей планеты пишут не только американцы.
Скажем, программа, на которой работают архитекторы всего мира — ArchiCAD. Эту программу разработала и десятилетиями поддерживает венгерская (!) фирма Grafisoft. Для архитекторов всего мира Будапешт — центр проектных технологий.
Там создают лучший в мире инструмент для 3D проектирования зданий.
Другой пример:
едва ли не все крупнейшие производители сканеров (а именно Epson, Fujitsu, Xerox и Panasonic) поставляют со своими машинами систему распознавания текстов (OCR) FineReader московской фирмы ABBYY. FineReader стал всемирным стандартом. Им пользуются 40 миллионов (!) пользователей в 200 странах мира. А московские программисты десятилетиями совершенствуют, поддерживают, развивают этот необходимейший при сканировании документов софт.
Или вот еще:
немецкая фирма SAP создала самую крутую в мире систему управления бизнесом. На ней работают 40000 компаний в 120 странах. Крохотный городок Вальдорф в Баден-Вюртемберге — глобальный центр бизнес технологий. Это знают все, кто заплатил туда немалые деньги за свой управленческий софт. Если интересно, годовой оборот SAP всего в четыре раза меньше, чем у Microsoft. Разве не круто?
Как же программисты из экзотической Венгрии, заснеженной России или провинциального Вальдорфа находят свое место на глобальном рынке? Как, не зная местного культурного и экономического контекста, они находят пользовательские решения, широко продающиеся на самом большом, но и самом конкурентном американском рынке?
Как им удается стать глобальным центром притяжения и заставить весь мир крутиться вокруг себя? За ответом на этот вопрос не нужно ехать в Будапешт или в Баден-Вюртемберг.
Спрашивайте в Йошкар-Оле
Мировой лидер в области инструментов для разработки электронных курсов и организации дистанционного обучения.
Йошкар-Олинская фирма iSpring нашла свой способ собрать на себя силовые линии глобальной проблематики. Комплекс программных продуктов iSpring для создания электронных образовательных курсов и онлайн презентаций стал самым востребованным в США и Канаде, в странах Латинской Америки, в Японии и Китае, во всех странах Индокитая и в Индии, в Австралии и ЮАР и, конечно, во всех странах Европы.
Ты помнишь, как все начиналось?
Окончив в 1997 году специальность ПС в МарГТУ, два друга-программиста Юрий Усков и Александр Галочкин, почти пять лет поработали по найму и пришли к выводу: по-настоящему удовлетворить профессиональные амбиции и сделать проекты действительно хорошего уровня можно лишь создав свой собственный бизнес.
В 2001 году они (в компании с Дмитрием Петровым и Алексеем Шестовым) создали фирму CPS Labs и решили попробовать себя в разработке софта на заказ.
Команда стала брать заказы на разработку софта. К тому времени интернет уже стал глобальной информационной средой, обеспечивал необходимую связь со всем миром и открыл возможность, не выезжая из Йошкар-Олы, работать с любыми странами.
Поэтому первый заказчик оказался из Австралии, следующий — из Швейцарии, еще один — из Шотландии. Ребята брались за любую интересную работу, разрабатывали сайты, СМС-сервисы, биржевые компоненты, портал для поиска работы, системы бронирования отелей, ресторанов, автобусов и т.д. и т.п.
С самого начала Усков и Галочкин были убеждены: они никого не меньше, вполне состоятельны и сомасштабны задачам. Было ясное ощущение, что они способны на нечто большее, чем простое выполнение чужого заказа. Они хотели создать собственный продукт. Но ведь для этого нужно знать общественную и экономическую конкретику чужих стран, принять правила совсем чужого, незнакомого бизнес-пространства, понимать потребности неведомых тебе потребителей. Как решиться из российской провинции нырнуть в глобальную проблематику?
Возможность сделать самостоятельный продукт для глобального рынка созрела к 2004 году. Среди прочих многочисленных клиентов возник американский заказчик, которому ребята сделали проект для e-Learning (электронного обучения). Проект показал, что есть проблема просмотра презентаций, сделанных в майкрософтовском PowerPoint и выложенных преподавателями в открытый доступ: презентации нельзя включить в интернет-страничку, и студенты не могут ими полноценно пользоваться.
«В будущем iSpring станет стандартом на инструменты для дистанционного обучения, как Word стал стандартом для работы с текстом», -
Юрий Усков, руководитель iSpring
Значит, нужно преобразовать их в более удобный, а, главное, бесплатный для всех формат. Например, в очень модный тогда Flash. Попробовали: получилась удобная программа-конвертор. Она понравилась пользователям и быстро распространилась в образовательных кругах США, а оттуда — и в другие англоязычные страны. Первый конвертор так и назывался — FlashSpring. Пользовательский интерес вылился в большой поток обращений к разработчикам с просьбами об усовершенствовании функционала программы.
А нужно знать, что принципом Йошкар-Олинской команды всегда было повышенное внимание к запросам пользователей. Содержательные пожелания систематизируются, ранжируются по степени востребованности и идут в разработку усовершенствованных версий софта. Продукт (а следом и бизнес) стал развиваться. Пока на него не обрушился всей своей юридической мощью американский концерн Adobe (тот самый, который Photoshop, AdobeAcrobat и собственно Flash). По его требованию конвертор пришлось переименовать. Не было бы счастья... Но именно проведенный ребрендинг привел к созданию новой торговой марки iSpring и новой компании iSpring.
ИА «МариМедиа». При использовании материала гиперссылка обязательна.