Специалисты Управления Росреестра по Марий Эл комментируют вопрос с точки зрения закона.
Договор купли-продажи земельного участка — это соглашение, по которому продавец передает покупателю земельный участок, а покупатель обязуется принять и оплатить его на условиях договора.
Для того чтобы оформить сделку необходимо убедиться, что продавец является собственником участка и участок не заложен, на нём нет арестов, он не обременён правами третьих лиц. Другими словами — участок должен быть «чистым». Для этого достаточно заказать выписку из ЕГРН на данный земельный участок в любом офисе МФЦ. Заказать выписку из ЕГРН можно на сайте.
Далее необходимо заключить договор купли-продажи. В договоре купли-продажи земельного участка указываются те же существенные условия, что и в договоре купли-продажи любого объекта недвижимости: земельный участок, адрес, кадастровый номер, площадь и цена.
Кроме того, в договоре нужно отразить имеется ли на земельном участке какой-либо объект недвижимости, так как действующим законодательством предусмотрено отчуждение земельного участка вместе с находящимися на нём зданиями, строениями.
Договор купли-продажи оформляется в простой письменной форме. Обязательного нотариального удостоверения не требуется, за исключением следующих случаев: если продавец несовершеннолетний или гражданин, признанный ограниченно дееспособным, а также, если осуществляется сделка по отчуждению или договору ипотеки долей в праве общей собственности на недвижимое имущество.
Следующим шагом является регистрация перехода права в Росреестре.
Для этого необходимо представить в МФЦ ряд документов:
- заявление на регистрацию перехода права собственности и регистрацию права собственности за покупателем;
- договор купли-продажи земельного участка, как правило, в трёх экземплярах;
- паспорта участников сделки, (в случае, если документы подает представитель, необходимо представить нотариальную доверенность с соответствующими полномочиями);
- нотариально заверенное согласие супруга (супруги) продавца на отчуждение участка (если участок приобретался в период брака);
- акт приёма-передачи.
Оплата госпошлины.
Размер госпошлины при регистрации права собственности на земельный участок для физических лиц:
- 350 рублей в отношении участка для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или жилищного строительства;
- 2 000 рублей — в иных случаях;
- для юридических лиц — 22 000 рублей.
Представление документа об уплате госпошлины вместе с заявлением не требуется. Заявитель вправе сделать это по собственной инициативе. Однако при отсутствии информации об уплате госпошлины в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах по истечении пяти дней с даты подачи заявления орган регистрации прав возвращает заявление и прилагаемые к нему документы без рассмотрения.
Срок регистрации составит 9 рабочих дней с даты приёма документов в МФЦ.
Проведённая государственная регистрация удостоверяется выпиской из ЕГРН, а также специальной регистрационной надписью на договоре купли-продажи.