Вчера 2024 10:52
Конкурс статей «Хорошие книги»
Шерстнев Павел Михайлович
Клиффорд Саймак "Заповедник гоблинов".
Клиффорд Саймак - один из моих любимых фантастов, непревзойденный мастер слова, создающий потрясающие реалистичные и красочные миры. "Заповедник гоблинов" - один из них, мир, в котором перемешалась магия и технологии, время и пространство, земная твердь и звездные просторы.
На самом деле, это достаточно редкий случай в фантастике вообще (я не буду говорить о жанровой и, тем более, о современной фантастике), когда писателю удается настолько емко раскрыть всю суть жанра, в одной книге. Некоторые характеризуют такую концепцию, вмещающую в себя фэнтезийные и научно-фантастические мотивы - «гуманитарной фантастикой». Отчасти я могу согласиться с этим, но только отчасти, поскольку считаю, что определение немного устарело. Наиболее точной характеристикой в наш «век информационных технологий», было бы определение - "аналоговая фантастика". Именно аналоговая - где упор делается на сенсорику чувств и межличностные коммуникации персонажей, на проработку мира, а не на "экшн", действие. Аналоговая фантастика - это фантастика с душой. Это Саймак, это Брэдбери, это Азимов - это целое поколение американских фантастов 70-х годов. Это как «Creedanse», только фантастики…
В романе, сквозь призму иронии и сарказма, раскрываются вопросы (не хотелось бы говорить проблемы), которые не чужды любому времени. Глазами главного героя - профессора сверхъестественных явлений Питера Максвелла, мы видим явное высмеивание коррупционных и бюрократических аспектов жизни любого общества. Отношения существ заповедника гоблинов - явный намек на межрасовые и межнациональные споры. А Уильям Шекспир, прибывший из средневековой Англии прямиком в будущее и встретивший своего призрака – так это просто потрясающий пример темы поколений. Многообразие форм и видов жизни в «Заповеднике Гоблинов», невольно подталкивает к сравнению нашего мира с ним. А ведь правда, как часто мы задумываемся над своими поступками и смотрим на себя глазами других? Как часто мы кому-то подражаем и выстраиваем в голове образ кумира? Клиффорд Саймак дает нам понять, что нужно иногда ставить перед собой эти вопросы, чтобы сохранять в себе хотя бы каплю искренности.
Сюжет романа закручен вокруг странного Артефакта, предназначение которого знают единицы, и даже главный герой о нем может только догадываться. Странным образом получивший смутное представление о его ценности, Питер Максвелл оказывается затянут в водоворот интриг и сплетен, людей и существ желающих заполучить таинственный артефакт, который по сути не принадлежит никому. Так и в реальности - все делят то, что изначально никому не дано. Можно сказать, что загадочный артефакт - это тонкая аллегория нашей жизни, проекция современного мира, причудливая и едва различимая.
Читатель оказывается настолько поглощен красочными и реалистичными описаниями отдельных сюжетных линий, строящихся вокруг определенных групп персонажей, что в процессе чтения начинает забывать кажется о чем-то важном в совокупности. Но Саймак уверенной рукой подталкивает в нужном ему направлении (ох уж этот хитрый писатель!), и, в конечном итоге через тему коварства странных существ - колесников и смерти и благородного мудрого баньши, писатель достигает своей цели. - Заставляет читателя задуматься о вечных вопросах: жизни и смерти, дружбы и ненависти, взаимопонимания и разногласиях... О старости, молодости, любви, уважении, радости, грусти, жалости. О счастье.
Когда в самом конце книги, человек - именно человек из всех существ (не самый умный, могучий и хитрый), познает истинное предназначение артефакта, когда он решает главную дилемму - "что важнее всего", именно в этот момент и читателю открываются какие-то новые истины, которых казалось бы не замечал раньше в своей жизни. Артефакт - превратившийся в чудесное сказочное существо дает однозначный ответ на вопросы, которые мы привыкли упускать из виду, с головой накрывшись повседневными заботами. А читатель задает себе самый главный вопрос: "Что важнее - вечная гонка за деньгами, знаниями, популярностью или сама возможность жить?". Как сказал когда-то царь Соломон: «Все суета сует. Все тщета и ловля ветра».
Закончить хотелось бы последними строками из книги: «Дракон опустил голову на гибкой шее и посмотрел тигренку прямо в глаза. И показал ему длинный раздвоенный язык.»
Спасибо, Клиффорд Саймак.
Клиффорд Саймак - один из моих любимых фантастов, непревзойденный мастер слова, создающий потрясающие реалистичные и красочные миры. "Заповедник гоблинов" - один из них, мир, в котором перемешалась магия и технологии, время и пространство, земная твердь и звездные просторы.
На самом деле, это достаточно редкий случай в фантастике вообще (я не буду говорить о жанровой и, тем более, о современной фантастике), когда писателю удается настолько емко раскрыть всю суть жанра, в одной книге. Некоторые характеризуют такую концепцию, вмещающую в себя фэнтезийные и научно-фантастические мотивы - «гуманитарной фантастикой». Отчасти я могу согласиться с этим, но только отчасти, поскольку считаю, что определение немного устарело. Наиболее точной характеристикой в наш «век информационных технологий», было бы определение - "аналоговая фантастика". Именно аналоговая - где упор делается на сенсорику чувств и межличностные коммуникации персонажей, на проработку мира, а не на "экшн", действие. Аналоговая фантастика - это фантастика с душой. Это Саймак, это Брэдбери, это Азимов - это целое поколение американских фантастов 70-х годов. Это как «Creedanse», только фантастики…
В романе, сквозь призму иронии и сарказма, раскрываются вопросы (не хотелось бы говорить проблемы), которые не чужды любому времени. Глазами главного героя - профессора сверхъестественных явлений Питера Максвелла, мы видим явное высмеивание коррупционных и бюрократических аспектов жизни любого общества. Отношения существ заповедника гоблинов - явный намек на межрасовые и межнациональные споры. А Уильям Шекспир, прибывший из средневековой Англии прямиком в будущее и встретивший своего призрака – так это просто потрясающий пример темы поколений. Многообразие форм и видов жизни в «Заповеднике Гоблинов», невольно подталкивает к сравнению нашего мира с ним. А ведь правда, как часто мы задумываемся над своими поступками и смотрим на себя глазами других? Как часто мы кому-то подражаем и выстраиваем в голове образ кумира? Клиффорд Саймак дает нам понять, что нужно иногда ставить перед собой эти вопросы, чтобы сохранять в себе хотя бы каплю искренности.
Сюжет романа закручен вокруг странного Артефакта, предназначение которого знают единицы, и даже главный герой о нем может только догадываться. Странным образом получивший смутное представление о его ценности, Питер Максвелл оказывается затянут в водоворот интриг и сплетен, людей и существ желающих заполучить таинственный артефакт, который по сути не принадлежит никому. Так и в реальности - все делят то, что изначально никому не дано. Можно сказать, что загадочный артефакт - это тонкая аллегория нашей жизни, проекция современного мира, причудливая и едва различимая.
Читатель оказывается настолько поглощен красочными и реалистичными описаниями отдельных сюжетных линий, строящихся вокруг определенных групп персонажей, что в процессе чтения начинает забывать кажется о чем-то важном в совокупности. Но Саймак уверенной рукой подталкивает в нужном ему направлении (ох уж этот хитрый писатель!), и, в конечном итоге через тему коварства странных существ - колесников и смерти и благородного мудрого баньши, писатель достигает своей цели. - Заставляет читателя задуматься о вечных вопросах: жизни и смерти, дружбы и ненависти, взаимопонимания и разногласиях... О старости, молодости, любви, уважении, радости, грусти, жалости. О счастье.
Когда в самом конце книги, человек - именно человек из всех существ (не самый умный, могучий и хитрый), познает истинное предназначение артефакта, когда он решает главную дилемму - "что важнее всего", именно в этот момент и читателю открываются какие-то новые истины, которых казалось бы не замечал раньше в своей жизни. Артефакт - превратившийся в чудесное сказочное существо дает однозначный ответ на вопросы, которые мы привыкли упускать из виду, с головой накрывшись повседневными заботами. А читатель задает себе самый главный вопрос: "Что важнее - вечная гонка за деньгами, знаниями, популярностью или сама возможность жить?". Как сказал когда-то царь Соломон: «Все суета сует. Все тщета и ловля ветра».
Закончить хотелось бы последними строками из книги: «Дракон опустил голову на гибкой шее и посмотрел тигренку прямо в глаза. И показал ему длинный раздвоенный язык.»
Спасибо, Клиффорд Саймак.
Другие участники
Смотреть все (4)