Везде

Советский район

Район расположен в центральной части Марий Эл. Территория района имеет форму вытянутого с севера на юг многоугольника. Общая площадь - 1421 квадратный километр, из них 25 процентов занимают леса. Этот агроклиматический район характеризуется теплым летом, по сравнению с другими районами несколько более холодной зимой. Рельеф района относительно спокойный и представляет собой чередование длинных пологих склонов. Реки на территории района в основном небольшие и мелководные, распределены по территории района равномерно, бассейны их хорошо развиты. Наиболее крупные реки: Малый Кундыш, Ронга, Шуля.

В районе насчитывается 55 памятников истории, культуры и природы, из них 9 археологических, 2 архитектуры и градостроительства (церковь Петра и Павла в селе Верх-Ушнур и церковь Космы и Дамиана в селе Орша), также в с.Чкарино отреставрирован деревянный храм Покрова Пресвятой Богородицы. 22 исторических (памятники воинам ВОВ и другие), 22 ландшафтных. Все памятники отражают материальную и духовную жизнь прошлых и нынешних поколений. Необходимо отметить, что в поселке Советский 2 сентября 2015 года был открыт мемориал «Воинской славы» (Центральная часть мемориала посвящена защитникам, сражавшимся в годы ВОВ с фашизмом, левая плита – участникам войн в Афганистане, Чечне и других боевых конфликтов. На плите высечен Черный тюльпан, разрывающий горы. Правая сторона мемориала – участникам ликвидации последствий Чернобыльской, Кыштымской аварий, трагедии на Челябинском заводе маяк.

К памятникам археологии относятся Абаснурская, Колянурская, Прокопьевская, Семейкинская, Алексеевская курганные группы (эпоха бронзы - конец II тысячелетия до нашей эры), Верхушнурское и Ронгинское кладбища и Тапшерское мольбище. Доступны к посещению Верхушнурское и Ронгинское кладбища, а курганные группы заросли лесом или часть их распахана.

К ландшафтным памятникам относится 72 священная роща (кусото), где марийцы-язычники устраивали массовые моления с жертвоприношениями. Люди молились богам, а их у марийцев насчитывалось несколько десятков. Рощи относятся к объектам событийного туризма и разрешение на посещение во время массовых сезонных молений необходимо получить в местной традиционной общине Марий Кумалтыш. Помимо этого событийный туризм в дни престольных праздников в храмах с.Верх-Ушнур

Местом паломничества людей является ключ у бывшей деревни Шабаши, который считается священным «Святой источник во имя иконы Казанской Божей Матери». Также известен родник в д.Кугенер известный Кугенерский источник. Кугенерский родник расположен внутри деревни Кугенер, куда впадает ручей от родника. Примечателен он тем, что в его составе находится марганец и серебро. Серебро обладает способностью укреплять иммунную систему, а марганец бактарецидными свойствами (то постоянно пользуется родниковой водой, не одевают очки, и не страдают желудочно-кишечными заболеваниями. Вода здесь круглый год под -2 В Советском районе много ключей и источников, недалеко от Кугенера в деревне Кундушумбал находится «Виян памаш» - сильный (энергетический) ключ, который также известен в округе. Также есть родники в д. Шуледур, с.Ронга, д.Тапшер, с.Верх-Ушнур и во многих других населенных пунктах

К памятникам природы принадлежит озеро Кундуштурское. К озеру есть грунтовая дорога. Площадь зеркала озера составляет около 60 га. В озере имеется сапропель.

Советский район является родиной Героя Советского Союза А.Н. Громова, кавалера орденов Славы трех степеней Н.Т. Келеева. На земле Советского района родились и работали Герои Социалистического Труда В.Г. Новиков, А.И. Павлов, Г.Н. Обухова.

В Советском районе отсутствуют гостиницы, базы отдыха, информационные туристические центры, санатории. Населенные пункты богатые историей: с. Ронга, с. Верх-Ушнур, с. Орша, с. Кадам и др.

Краткая историческая справка

Как показывают материалы научных экспедиций Марийского научно-исследовательского института языка, литературы и истории имени В.М. Васильева, в IV-II тысячелетиях до нашей эры вниз по течению реки Кундыш обитали предки марийцев - финно-угры (мари, мордва, коми, удмурты, венгры, финны, эстонцы, карелы, ханты, манси и другие). По летописным данным, первые поселения марийцев на территории, которую сейчас занимает наш район, появились четыре-пять столетий назад. Они постепенно расселялись по направлению на восток, интенсивно осваивая бассейны Малого Кундыша, Малой Кокшаги и их притоков. Поселенцев привлекало все: и хрустальные родники, и чистые водоемы, берега которых были покрыты зарослями ивняка и ольхи. На больших площадях шумели леса. Все это создавало хорошие условия для охоты, рыболовства. Больших трудов и лишений стоила новая земля первым поселенцам. Они рубили лес, корчевали пни, сохой пахали освобожденные от корней деревьев земельные участки. Прежде при постройке поселений не учитывалась планировка, были так называемые кучевые беспорядочные формы. Семейно-родовые группы селились илемами. По свидетельству краеведа из п. Солнечного А.Ф. Федорова, еще во время существования Казанского ханства, в середине XVI века, люди мари жили в лесах отдельными илемами. Чтобы упростить сбор ясака, представитель хана Абас начал переселять лесных жителей группами. Так стали появляться деревни. Места первых поселений марийцев здесь сохранились до сих пор, они стали лесными полянами, на которых заготавливают сено, например, поляны Пукла, Эшпака, Пектера, Шугата, Октаза, Олмана. Природные условия благоприятствовали развитию скотоводства. Широкие поймы и заливные луга служили пастбищами и базой для заготовки кормов. Содержание было стойловым. Марийцы разводили крупный и мелкий рогатый скот. Земледелие и скотоводство были взаимосвязаны. Значительным подспорьем в жизни были охота, рыболовство, бортничество, собирательство. На протяжении многих веков шло переселение на эти лесные территории русских людей, в основном с севера. Они приходили сюда в поисках плодородной земли и с надеждой обрести свободу. В результате, рядом с марийскими появлялись русские селения. После вхождения Марийского края в состав Российского государства в XVI веке началась русификация населения. Для укрепления власти на местах стали усиленно проводить политику воспитания "чувства доверия и любви к православной церкви". Марийцы всячески противились крещению. Согласно архивным документам, в первой половине XVIII века в Марийском крае "крещеных черемис насчитывалось всего 7500 душ". К тому же новокрещеные оставались по-прежнему язычниками, то есть почитали языческих богов. С другой стороны, принятие христианства способствовало возникновению письменности, открытию школ и, вследствие этого, распространению культуры среди населения.

До 1917 года территория современного района входила в состав Царевококшайского уезда Казанской губернии, Яранского и Уржумского уездов Вятской губернии.

Как добраться

От Йошкар-Олы до п. Советский по автомобильной дороге «Йошкар-Ола – Уржум» — 42 км.

Достопримечательности Советского района

Кундуштурское озеро

Святой источник Казанской Божией Матери

Советский районный краеведческий музей им. Э.М. Иванова

^