Везде
«Молодой ученый в России — это престижно!»

Анастасия Третьякова – молодой ученый микробиолог, будущий кандидат биологических наук, аспирантка Тульского государственного педагогического университета имени Льва Толстого, руководитель группы, которая занимается созданием косметики из жира насекомых.

Необычная обычная девушка

Анастасия Третьякова родилась и выросла в городе Новомосковск Тульской области. Училась в обычной школе и росла, как признается, «в среднестатистической семье с сюрпризом». Мама – продавец, а папа ученый-химик. Он долгое время занимался разработкой технологии получения кормового белка с помощью микроорганизмов, до рождения дочери у него даже было свое научно-техническое производство. Правда, папа-ученый мечтал о том, что дочь станет юристом или реализует себя в информатике. Он считал, что ради науки девушке придется многим пожертововать, но при этом рядом с ней всегда было много энциклопедий и интересных книг о животных и окружающем мире.

Я родилась в одном из самых интересных и уникальных городов Тульской области, который славится химической промышленностью. Это город Новомосковск. Там я жила до того, как поступила в университет. У меня было самое обычное детство: маленький уютный двор, активные игры, волейбол  и пионербол. В школе училась на четверки и пятерки.  До девятого класса мечтала быть врачом, но из-за волнения экзамен по биологии сдала на тройку, расстроилась и решила стать хорошим юристом, поэтому пошла в класс с социо-гуманитарным уклоном, учила обществознание и историю. Но во втором полугодии одиннадцатого класса поняла, что я не могу переступить через себя, не могу делать то, что мне не нравится. Пришлось нанять репетиторов и срочно  «подтягивать» химию с биологией. ЕГЭ сдала хорошо, но в тульский медвуз не прошла, зато поступила в московский второй медицинский институт. Подумала и решила остаться в Туле. Подала документы в прекрасный ТГПУ имени Льва Толстого на направление «Биология» профиль «Биоэкология». Конечно, тогда для меня вообще все это было непонятно, но думала,  главное, что я буду заниматья биологией – а это то, что я люблю, а дальше сориентируюсь по ситуации. Итог – я уже 9 лет учусь в ТГПУ – это практически моя вторая школа. 70% жизни я учусь!

 

«Бедный ученый» – это стереотип прошлого

С 17 лет Анастасия жила отдельно от родителей, училась хорошо, получала повышенную стипендию, но как и все студенты искала для себя новые возможности и дополнительные истоточники дохода.

У нас в университете есть дополнительная мера поддержки для активных студентов – это 10 тысяч рублей каждый месяц. Меня заинтересовала возможность получать дополнительные деньги «за научную деятельность». Для этого нужно было написать научную статью. На втором курсе я познакомилась с новой дисциплиной «Микробиология», которая покорила мое сердце. Вы знаете, это как в магазине – есть миллион платьев, но хочешь купить только одно, которое очень понравилось. Так я поняла, что хочу заниматься только микробиологией. Первая моя научная статья была посвящена микрофлоре шерсти домашних и уличных кошек. Позже преподаватель, а теперь и мой научный руководитель, признался, что в моей идее «пойти чесать кошек» он разглядел и легкий флер безумия, и заинтересованность, и шанс на то, что из меня может получиться ученый. Потом мы придумали проект утилизации отходов с помощью съедобных грибов, в 2017 году я получила свой первый грант 500 тысяч рублей в рамках программы «Умник», потом был первый патент, меня стали приглашать на конференции, на мероприятия по популяризации науки – так началась моя жизнь в науке. А быть ученым – это почетно и престижно. Кроме того, на сегодняшний день молодой ученый в России может зарабатывать не меньше, чем преподаватель.

 

За насекомыми будущее

После бакалавриата в ТГПУ им. Толстого была магистратура. Сейчас Анастасия Третьякова учится в аспирантуре, пишет кандидатскую диссертацию и занимается проектом по созданию «косметики из мух». В 2021 она познакомилась с партнерами ООО «Львинка», которые на базе университета открыли две современные лаборатории по изучению насекомого Черная львинка. В ходе одного из экспериментов Анастасии Третьяковой дали баночку жира – побочный продукт жизнедеятельности мухи,  и задание придумать, что из него делать. Идея пришла опытным путем в бытовых условиях.

Баночка с жиром долго лежала у меня в машине. Как-то в мороз я очищала машину, и у меня сильно замерзли руки. Я решила их помазать жиром Черной львинки. На утро кожа рук была, как у младенца. Я пришла в лабораторию, и мы приступили к активной работе по созданию органической косметики, на что получили грант – 1 миллион рублей. Сейчас перед нами стоит уже другая задача – вывести наши продукты – кремы и скрабы  – на прилавки магазинов.

По всему миру есть всего несколько компаний, которые занимаются производством косметики из жира Черной львинки. Теперь ее создают и в городе-герое Туле.

Несмотря на то, что в нашей культуре насекомые пока что отрицаются, я думаю, что за ними будущее. Черная львинка, например,  – безопасное насекомое, один из немногих видов двукрылых, которое можно выращивать в искусственных условиях. К тому же они все отходы перерабатывают, утилизируют и образуют новые продукты. Взрослая муха даже ничем не питается, она только пьет: в природе – нектар, в лабораторных условиях – подслащенную воду. Ее задача в лаборатории отложить яйца. Далее мухи уходят в другой мир и для нас интереса не представляют. Хотя сама муха содержит полезное вещество меланин, которое используют при производстве лекарств от бессонницы.

 

Молодой ученый – это статус и образ жизни

По мнению Анастасии, профессиональная деформация – это не про молодых ученых, так как после деформации объект может вернуться к своему исходному состоянию, а наука изменяет человека навсегда.

Наша работа накладывает серьезный отпечаток. Когда ты становишься ученым, у тебя меняется круг общения и мировоззрение. Есть некоторые вещи, которые ты просто не можешь позволить себе. Например, я знаю молодых ученых, которые даже летом в отпуске не могут ходить в шортах – не положено! Например, я, как микробиолог, не могу браться за поручни в общественном транспорте, не могу держать в руках наличные деньги, мне становится просто дурно от всего, что объективно грязно и на чем много микроорганизмов, потому что я с ними работала и знаю, что это такое. Я постоянно мою руки. Не могу зайти в дом в обуви, потому что представляю, сколько бактерий занесу и как они разнесутся по дому. Я не могу есть покупные салаты из магазинов, потому что они не прикрыты, а я понимаю, сколько в них микроогранизмов. А еще все вокруг думают, что я, как ученый, знаю все, и поэтому постоянно задают вопросы: «Почему у кошки лапка болит?», «Почему картошка не растет?», «Почему молоко быстро портится?». А я ведь микробиолог, не ветеринар и не агроном.

 

Здорово, когда ученый прославляет свой регион

Молодой ученый Анастасия Третьякова считает Тулу лучшим городом земли и уверена, что Черная львинка могла бы стать еще одним брендом города-героя.

Родина – это мой дом. Как можно не любить свой дом? Я здесь родилась, выросла, провела годы своей жизни. Тула для меня лучший город земли. Она ничуть не хуже, чем Москва. Между прочим, Тула – это один из семи регионов, прошедших в финал конкурса «Молодежная столица России». Вы представляете, как здорово: Тула – оружие, самовары, пряники, косметика из Львинки, инновационные технологии утилизации отходов, массовое производство органической косметики, а Черная львинка – еще один бренд Тульской области?!  Я считаю, что это прекрасно, когда ученый славит свой регион. Я здесь живу и хочу, чтобы здесь было лучше!

 

Все, что не вошло в печатную версию интервью с Анастасией Третьяковой, смотрите в видеоролике из цикла «Герои поколения Z*. Живут и работают в России».

*поколение детей, рожденных с 1997 по 2010 год

0+

СМОТРЕТЬ ДРУГИЕ ИСТОРИИ
^