Везде

Чавайн (Григорьев) Сергей Григорьевич

Основоположник и классик марийской литературы, поэт, прозаик, драматург, публицист, переводчик, педагог, просветитель.
Место рождения:
Деревня Малый Карамас (Изи Корамас) Себеусадской волости Царевококшайского уезда Казанской губернии (ныне Моркинский район Республики Марий Эл).
Образование:
В 9 лет пошел учиться в церковно-приходскую школу деревни Нуръял Карамас (Нуръял Корамас).
1902-1904 – учеба в Уньжинской центральной черемисской двухклассной школе Братства святителя Гурия.
1904-1908 - учеба в Казанской инородческой учительной семинарии.
Семья:
Отец: Стрелков Григорий Михайлович – был крестьянином-бедняком, отдавшим всю свою жизнь труду землепашца и смолокура.
Мать: Анисимова Татьяна Анисимовна – была одаренной сказительницей, знавшей множество народных сказок и песен, к которым приобщила сына.
Жена: Голубкина Татьяна Алексеевна (1903-1980). С будущим мужем познакомилась в редакции газеты «Йошкар кече» в 1922 г., где работала помощником корректора, а С. Г. Чавайн – ответственным редактором. Поженились в июле 1922 г.
Дети: Анатолий (1923-1997), Галина (1925-1985), Татьяна (1927-1975), Юрий (1930-1965). Была также приемная дочь Сидорова Матрена.
Увлечения:
Увлечения: всесторонне одаренный, обладал прекрасными музыкальными данными: замечательно пел, хорошо играл на гитаре, балалайке, а еще лучше – на скрипке; отлично знал родной фольклор, народную и классическую музыку; тонко воспринимал живопись.

В детстве мальчик узнал о богатыре Чавае, жившем в 16 веке, которого считал своим предком и по его имени взял в дальнейшем свой литературный псевдоним - Чавайн.
Годы учебы Чавайна в семинарии пришлись на период первой русской революции, которые взволновали сознание юного семинариста. И 5 декабря 1905 года он пишет свое первое стихотворение «Ото» («Роща»), ставшее первым художественным произведением в марийской литературе. Позже это стихотворение было переведено на многие языки народов России и мира. Вскоре молодой поэт написал еще ряд стихотворений, насыщенных духом социального протеста, любви к родному народу, к родной природе. Одновременно Чавайн занимался переводами на родной язык лучших образцов русской литературы (А. Пушкина, М. Лермонтова, К. Рылеева, И. Никитина, А. Кольцова, Н. Некрасова, Н. Гоголя, Л. Н. Толстого и других).


В год окончания семинарии (1908) Чавайн выпустил в Казани первую книгу стихов и рассказов «Марий калыкын тошто годсо илышыже» («Из прошлого народа мари»), куда вошли два рассказа и четыре стихотворения на исторические темы (события присоединения Марийского края к Русскому государству).
Чавайн стоял у истоков марийской детской литературы. Он одним из первых марийских поэтов написал поэму-сказку для детей «Вувер» («Ведьма») (1908), где показывает борьбу добра и зла. Также он писал стихи и рассказы для детей о родной природе, крестьянском труде, жизни, учебе детей.


С 1908 по 1915 гг. Чавайн работал учителем в марийских школах. Много писал, занимался переводами. В этот период им написаны поэма «Шылше» («Беглец») (1908), стихотворение «Молан мые шочынам?» («Зачем я родился?») (1910), комедия «Кайык лудо» («Дикая утка») (1910), стихотворение-легенда «Чоткар-Патыр» («Богатырь Чоткар») (1910-1912). Чавайн установил тесную связь с издателем ежегодника «Марла  календарь» В. М. Васильевым, где в 1908-1910 годах публиковал свои ранние произведения. Одно из первых произведений Чавайна стихотворение «Юмо деч ю патыр» («Знание – сильнее бога»), опубликованное в «Марла календаре» (1908), – по существу творческая обработка, переложение басни в прозе Л. Н. Толстого «Равное наследство».
В 1910 году, в соавторстве с учителем В. Ипатовым, Чавайн выпустил «Третью марийскую книгу» («Кумшо марла книга») для чтения в третьем классе марийских школ. Это, по сути, первая хрестоматия по родной литературе, которая состоит из четырёх частей и содержит богатый художественный материал для чтения произведений русских и марийских писателей. В первую часть книги вошли переводные произведения А. С. Пушкина («Зимняя дорога», «Зимний вечер»), К.Д. Ушинского («Лето»), А. Плещеева («Ласточка»), рассказ Л. Толстого «Филиппок». Во второй части помещены стихотворения и маленькие рассказы С. Чавайна, написанные им с начала 1905 г. Произведения носят характер знакомства с родной природой, их сюжеты сходны с сюжетами произведений русских писателей, ранее переведенных Чавайном.


В 1915 году Чавайн уехал в Казахстан, где до 1919 года работал учителем в школе при станции «Аральское море» Ташкентской железной дороги (ныне город Аральск). Причиной отъезда были политические притеснения (находился под негласным надзором полиции) и начавшаяся империалистическая война. Чавайн, как секретарь железнодорожного комитета, активно участвовал в борьбе за права трудящихся. Там же он решил пережить смутные времена революции 1917 г., хотя  этому событию он посвятил ряд стихов: «Эрык эр» («Свободное утро») (1917), «Пеледме жап» («Время расцвета») (1918), «Революций» (1920) и др.


В октябре 1919 года Чавайн возвратился на родину и с головой окунулся в творческую и общественную жизнь. Он устроился на работу в Марийском издательстве при Наркомнаце в Казани, где проработал до конца 1921 года. Свой стихотворный сборник, вышедший в Казани в 1921 году, поэт назвал «У саска» («Новые плоды»). В него включены стихотворения, написанные до революции и во время Гражданской войны. В эти же годы были написаны пьесы «Шем пыл шÿла, кече лектеш» («Серное облако расходится, солнце всходит») (1920), «Автономия» (1921), повесть «Окавий» (1920), рассказ «Язык гыч язык сулыш» («Грехи искупили грехом») (1920).
В 1921 году Чавайн переехал в Йошкар-Олу и начал работать в качестве литературного сотрудника в газете «Йошкар кече» («Красное солнце»), а в 1922 году стал ее редактором, а также редактором газеты «Голос мари» (предшественница «Марийской правды») до октября 1923 года. В это время Чавайн пишет произведения в различных жанрах. Среди них сборники стихотворений и поэм, рассказы и повести, пьесы.


Особая роль принадлежит Чавайну в становлении и развитии национального театра, на сцене которого, начиная с 1921 года, было поставлено более десятка его пьес, в т.ч. «Автономия» (1921), «Пудыранчык Эрмак» («Мятежный Ермак») (1922), «Кайык лудо» («Дикая утка») (1922), «Ямблат кÿвар» («Ямблатов мост») (1923), «Шÿдӧ тенге олно» («Сторублёвый калым») (1927), «Кӧн верч? «Кугуяр» («За кого?») (1929), «Илыш вÿд» («Живая вода») (1929), «Чодыра завод» («Лесозавод») (1932), «Марий рота» («Марийская рота») (1934), «Акпатыр» (1935), «Окса тул» («Блеск монет» или «Клад») (1936), «Чодра лÿшка»« («Лес шумит») (1936) и др. Важной вехой в истории марийского драмтеатра стала постановка пьесы «Мÿкш отар» («Пасека») (1929) – первой национальной музыкальной драмы.
Как журналист и общественный деятель Чавайн принимал деятельное участие в создании Марийской автономии (1920), Марийского научного общества и общества краеведения (1923), Марийской ассоциации пролетарских писателей (МАПП) (1930), неоднократно избирался членом облисполкома.


С 1923 по 1927 год работал заведующим школой в с. Арино Моркинского района. Летом 1926 г. Чавайна перевез свою семью в новый дом в д. Чавайнур. За 2 года до этого в газете «Йошкар кече» писатель опубликовал информацию о планах по организации нового хутора. Часть жителей д. Малый Карамас во главе с Чавайном решили перебраться на новое место. Будущую деревню решили назвать Чавайнуром, что означает поле Чавая, а руководителем и организатором всех работ был избран сам Чавайн. Вместе с ним решили переехать на новое место 19 хозяйств. В 1931 г. здесь образовался одноименный колхоз. В этот период Чавайном написаны пьесы «У мланде» («Новая земля») (1925), «Аракан кочыжо» («Горечь водки») (1925), «Ямблат кÿвар» («Ямблатов мост») (1926); выпущен сборник рассказов для детей «Икшыве-влаклан лудшашлык книга» (1926).


В 1927 году Чавайн вернулся в Йошкар-Олу, продолжив литературную и журналистскую деятельность. Сначала стал литературным редактором журнала «У вий», затем литературным редактором в Марийском книжном издательстве, заведующим художественной частью Марийского государственного театра; работал в газетах «Йошкар кече» и «Марийская деревня». В этот период Чавайн написал большинство своих значительных произведений – поэма «Октябрь (1928), повесть «Дезертир-влак» («Дезертиры») (1929), поэма «Удыр-влак» («Девушки») (1934), роман «Элнет» (1936, ч.1); пьесы: «Шÿдӧ тенге олно» («Сторублёвый калым») (1927), «Мÿкш отар» («Пасека») (1928), «Кӧн верч? «Кугуяр» («За кого?») (1929), «Илыш вÿд» («Живая вода») (1930), «Чодра лÿшка»« («Лес шумит») (1931), «Чодыра завод» («Лесозавод») (1932), «Марий рота» («Марийская рота») (1934), «Акпатыр» (1935), «Окса тул» («Огонь денег») (1936). Перевел главы из романа «Мать» М. Горького, «Чапаев» Д. Фурманова, стихи Д. Бедного, С. Маркова, пьесы «Женитьба» Н. Гоголя, «Гроза», «Доходное место» А. Островского, трагедию А. С. Пушкина «Скупой рыцарь», поэму «Медный всадник» и др.


В 1934 году Чавайн одним из первых был принят в члены Союза писателей СССР. С 1934 года – член правления Марийского областного отделения Союза писателей СССР, член правления писательской организации Горьковского края.
В последние годы жизни (1935-1937) Чавайн возглавлял литературную часть Марийского государственного театра. В 1935 году написал героическую драму «Акпатыр», изображающую марийское Поволжье в годы крестьянской войны под предводительством Е. И. Пугачева. Образ главного героя пьесы взят из марийского героического эпоса. Драма «Акпатыр» впоследствии легла в основу первой марийской оперы с одноименным названием (1963, композитор Э. Сапаев).


Роман «Элнет» (1936, ч.1.) самое значительное произведение основоположника марийской литературы. Через судьбу сельского учителя Григория Петровича Веткана писатель показал сложный и трудный путь марийской демократической интеллигенции, приведший ее в ряды борцов за народное дело. Роман стал основой для второй национальной марийской оперы (1971, композитор И. Молотов). Драма «Акпатыр» и роман «Элнет» стали этапными событиями в творческой деятельности С. Г. Чавайна.
В мае 1937 года Чавайна арестовали по обвинению в принадлежности к ядру подпольной националистической организации, подготовке террористических актов против руководителей страны. 11 ноября 1937 года расстреляли. Его прах предположительно покоится в Кокшайском лесу. В 1956 году – посмертно реабилитирован.


После ареста писателя, в 1937 году, д. Чавайнур переименовали в Шырканур, а колхоз стал называться «Комбайном». После реабилитации писателя деревня вернула себе свое исконное имя.

Республика помнит:
 

Имя Чавайна носят:

Государственная премия Республики Марий Эл в области литературы. (Учреждена в 1968 году как Государственная премия Марийской АССР. С 1993 года – Государственная премия Республики Марий Эл им. С. Г. Чавайна).


Литературно-этнографический мемориальный музей-комплекс в деревне Чавайнур Моркинского район. (Комплекс открыт для посетителей, как дом-музей С. Г. Чавайна 15 октября 1961 г. В 1998 г. в честь 100-летия со дня рождения создан новый мемориальный музейный комплекс).


Национальная библиотека Республики Марий Эл (с 1982 года).


Бульвар Чавайна в Йошкар-Оле (открыт в конце 1964 г.), улицы в других населенных пунктах республики.


Аринская средняя школа Моркинского района.


Коллективно-долевое предприятие на малой родине (Малые Карамасы).

С 1978 года ежегодно проводятся Чавайновские чтения.

Памятник С. Г. Чавайну в городе Йошкар-Оле открыт 21 июля 1978 г. В 1979 г. в поселке Морки был установлен брат-близнец йошкар-олинского памятника, отлитый с той же модели.

Бюст С. Г. Чавайна перед главным входом в здание Национальной библиотеки им. С. Г. Чавайна установлен 16 июня 1989 г.

Места жизни и творческой деятельности писателя отмечены установлением бюстов и мемориальных досок.

К 125-летию со дня рождения С. Г. Чавайна была утверждена Памятная медаль Министерства культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл «Калык верч тыршымылан – За служение народу».

Материал подготовлен при поддержке Национальной библиотеки им. С.Г.Чавайна


При реализации проекта используются средства государственной поддержки,
выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента
Российской Федерации от 05.04.2016 № 68-рп и на основании конкурса,
проведенного Национальным благотворительным фондом.
^