Имя этого героя происходит от тюрксого «джум» — человек и «булат» — прочная сталь. Марийцы называли Чумбылата «князем северных мари», его резиденция располагалась в Кокшарове (г. Котельнич), а позднее в Кукарке (г. Советск, оба — Кировская область).
Как говорят легенды, он объединил под своим покровительством большую часть марийских земель, по его приказу строились города-крепости, которые могли противостоять нашествиям врагов. Отряды Чумбылата воевали с новгородскими ушкуйниками, которые захватывали города, находящиеся на территории современной Кировской области. Марийское войско под руководством своего «северного царя» стерло с лица земли укрепленные центры ушкуйников в Котельниче и Хлынове (Киров).
По марийским верованиям при Чумбылате была упорядочена марийская традиционная религия, установился порядок жертвоприношений, служения богам, которому следуют до сих пор.
После смерти князя-богатыря похоронили на реке Немде в горной круче в полном боевом снаряжении, с лыжами-самоходами и верным конем. Это место, которое и сейчас носит имя Чумбулата, издревле почиталось марийцами.
По легенде, Чумбылат, уходя, обещал марийцам свое заступничество в случае нападения врага. Нужно было подойти к горе и разбудить спящего князя, тогда он обязательно выходил из горы на подмогу соплеменникам. Много лет защищал богатырь свой народ, пока случайность не положила этому конец. Однажды мальчишки подсмотрели, как взрослые вызывают Чембулата. Играя в войну, дети тоже вызвали его, а сами спрятались. Выехал из горы Чумбылат на коне в полном вооружении, не увидел врага и скрылся обратно. Детям понравилась эта игра, второй раз и третий вызывали они Чембулата зазря. Осерчал богатырь на марийцев, что понапрасну его тревожат, перестал появляться, как бы они не молили его. А тут закончились времена независимости народа, стали притеснять марийцев то татары, то русские, не было против врагов всесильного заступника. По некоторым легендам Чумбылат не только отказался помогать, но и стал насылать на свой народ всяческие напасти, превратившись, таким образом, из доброго заступника в опасное божество. Возможно, поэтому местные марийцы стараются не называть его имени, заменяя его прозвищами Немда курык кугыза или просто Курык кугыза — (Немдинский) горный дедушка), Курык умбал керемет (Керемет, живущий на горе), Кугу ен (Большой человек).
В 13-14 веке окончательно сложилось почитание Чумбылата, обожествление его марийским народом. Первое письменное свидетельство о святилище Чумбылата встречается у Адама Олеария в 17 веке. Главным объектом в святилище был большой кубической формы камень, на котором возжигали главный жертвенный костер во время проведения всемарийских молений.
В 19 веке ужесточилась борьба Святейшего Синода с местными верованиями. В 1830 году с подачи церковно-государственного органа по указанию министерства внутренних дел священная гора марийцев была взорвана. Естественно, что такой шаг властей не только не склонил вятских марийцев к православию, но и породил серию народных волнений. Из осколков камня был сложен новый алтарь, моления продолжились.
В конце 20 века силами общественной организации «Мари ушем» алтарь был восстановлен, всемарийские моления возобновились.