С сентября 1938 г. по апрель 1939 г. Аркадий Степанович работал помощником машиниста, затем машинистом депо станции Юдино Казанской железной дороги. Затем с апреля по июнь 1939 г. — управляющий делами Нарокомата пищевой промышленности Марийской АССР.
В сентябре 1939 г. А. Крупняков был призван в армию. До июля 1941 г. служил рядовым 753 горнострелкового полка 292 горнострелковой дивизии Киевского военного округа. С июля 1941 г. до февраля 1943 г. сражался на Западном фронте, был заместителем политрука роты, затем командиром взвода 374 стрелкового полка 128 стрелковой дивизии. В феврале 1943 г. сражался на Волховском фронте, был командиром взвода стрелкового полка до февраля 1946 г.
Именно в тяжелое военное время А. Крупнякову довелось испытать первые радости творчества. Его боевые товарищи пели сочиненный им «Марш дивизии». Публиковаться начал в 1943 году. Первые его стихотворения появились в районной газете «Социализм верч» (с. Ронга); на страницах фронтовых газет печатались его стихи и очерки. В минуты боевых затиший он написал военно-приключенческую повесть «Белые ночи», которую опубликовал в дивизионной газете «За родину» (1943).
Вскоре А. Крупнякова послали на курсы военных корреспондентов, и появилась у него другая фронтовая профессия — журналистская. По окончании войны Крупняков был уже профессиональным журналистом. Редакции широко открывали двери перед людьми, вернувшимися с фронта. Он стал литературным сотрудником, очеркистом «Марийской правды» (1946-1949 гг.).
Частые поездки по республике всполохнули давний интерес к истории Марийского края. Еще в детстве он любил бывать у Анисима Листкова, который слыл настоящим сказочником. Его рассказы о марийских богатырях, славном Акпарсе люди приезжали слушать из других сел. А. С. Крупняков задумал написать роман об Акпарсе. Однако остро чувствовалась нехватка исторических знаний. Все чаще А. С. Крупнякову приходилось ездить в Казань. Надо было ярче представить себе, чем жило ханство в XVI веке, когда в его составе была и марийская земля, изучить и осмыслить огромное количество исторического, этнографического, фольклорного материала. А. С. Крупняков переезжает в Казань, где работает в газете «Советская Татария» (1949-1951 гг.).
В поисках исторического материала будущему писателю все чаще приходилось обращаться к книгам о Крыме, о султанской Турции, которая в средние века претендовала на господство во всей Восточной Европе, подчинила себе Крымское ханство. В начале 50-х гг. исследования привели А. С. Крупняков в Крым. Некоторое время он работает корреспондентом газеты «Крымская правда» (1951-1958 гг.), но становится ясно: чтобы написать роман, надо целиком посвятить себя литературе. Крупняков работает в хранилищах Феодосийского краеведческого музея. Он извлек из небытия 12 томов древних фолиантов, которые стали его драгоценной находкой. С помощью словаря он принялся переводить латинский текст этих документов, написанные четыре века назад. Здесь был не только свод законов, но и записи юридических казусных дел. В книгах не раз говорилось о русских купцах, живущих в пригородной слободе. Он узнал, какие административные должности были тогда в Крыму, как кормился чиновничий аппарат. Так появился первый роман А. С. Крупнякова «У моря русского», изданный в Симферополе в 1961 году, рассказывающий о том, как подрывалось владычество генуэзцев на крымских землях. И в Крыму, и за его пределами люди с интересом встретили книгу неизвестного ранее писателя.
Вернувшись в Йошкар-Олу в начале 60-х гг. ХХ в. писатель задумал большую работу над новым романом «Марш Акпарса». «Осваивать» историческую основу А. Крупнякову помогал его друг — историк-краевед Г. И. Айплатов. Вместе они совершили поездку по «Акпарсовым местам» Горномарийского района по маршруту «Козьмодемьянск — Нуженалы — Еласы — Виловатово — Кожважи — Шактенважи». Благодаря этой поездке предположении, сделанные автором на основании исторических материалов и легенд, подтвердились. Роман «Марш Акпарса» — и по хронологии, и по тематике является как бы продолжением первого романа. На его страницах встречаются даже одни и те же персонажи. Но теперь автор переносит действия в родные места, обращается к истории родного края того периода. Стержнем сюжета является история присоединения Марийского края к Московскому государству. Роман можно считать монодрамой: весь сюжетный «нерв» его сосредоточен на главном герое — Акпарсе, а судьбы остальных персонажей определяются в первую очередь через их отношение к этому человеку. Роман «Марш Акпарса» вышел в Марийском книжном издательстве в 1965 г. и стал самым крупным явлением в литературной жизни республики шестидесятых годов. Через три года роман был переиздан московским издательством «Советская Россия».
Много работал А. Курпняков и в области драматургии. В 1967 г. Республиканский русский драматический театр осуществил постанову драмы А. Крупнякова «Расплата». На Всесоюзном смотре драматических театров этот спектакль был отмечен дипломом первой степени. ХХ столетия. Вскоре на основе драмы автор написал роман «Лада» (1972), рассказывающий о тружениках лесной промышленности, их повседневной жизни, отражающий проблемы действительности 70-80-хх гг. С января по март 1969 г. А. Крупняков работал помощником главного режиссера по литературной части Республиканского русского драматического театра. Он написал еще ряд пьес по своим произведениям: «Последний решительный» (1968), «Журавленок» (1970), «Выбор» (по первой части дилогии «Марш Акпарса») (декабрь, 1978), «Дорогами братства» (по второй части дилогии «Марш Акпарса») (январь, 1979), которые были поставлены на сцене Республиканского русского драматического театра (режиссер Г. В. Константинов).
События Октябрьской революции и гражданской войны в Марийском крае стали сюжетной основой дилогии А. С. Крупнякова «Березовый сок» (1981-1987), состоящей из двух романов: «Раскол» (1981) и «Побратимы» (1987).
Десять лет спустя после издания романа «Марш Акпарса» писателя снова и снова тянет к этим событиям. Он решил расширить исторический и географический горизонт своего романа, связать воедино одной сюжетной линией события, относящиеся к борьбе Крыма против колонизаторов и «марийские страницы». Переработав первые свои исторические произведения («У моря русского», «Марш Акпарса»), он создал роман-трилогию «Гусляры». В 1976 году Марийское книжное издательство выпустило первую книгу трилогии — «Москва-матушка». Год спустя появились «Вольные города», а в 1978 году — заключительная часть «Марш Акпарса». Писатель широко отобразил, как молодая Русь постепенно набирала и объединяла свои силы и сбрасывала многовековое ордынское иго.
В 1983 году А. С. Крупняков выпустил роман «Есть на Волге утес» о событиях последнего периода разинского движения. В романе центральным героем выведен не Степан Разин, а бывшая монахиня-«старица», девушка-«амазонка» Алена, молодая крестьянка, дочь кузнеца-мордвина, которой волею судьбы суждено было стать сподвижницей Разина. В романе хорошо передана стихийность крестьянского мятежа, к которому присоединяются люди разных сословий, широко, наглядно представлены социальные контрасты Московской Руси XVII века, ее люди и нравы.
В 1984 году А. С. Крупняков пишет роман «Царев город» — «сказание о Нове городе на Кокшаге». Аркадий Степанович, вооружившись «историческим припасом», окунулся в XVI столетие и к 400-летию города Йошкар-Олы создал новый роман, также полюбившийся поклонника его прозы.
Еще с конца 1970-х годов А. С. Крупнякова занимала мысль написать историческую хронику о легендарных амазонках. Он едет в Херсонес и на побережье Азовского моря, где, как указывают многие историки, были поселения амазонок. Крупняков перечитывает «Пентессиллею», все написанное об амазонках современными отечественными учеными. В романе «Амазонки» с обстоятельностью исследователя автор воссоздает картины быта в государстве амазонок. Все, что было найдено в трудах древних и современных историков, обрело жизнь в ярких, запоминающихся образах. В 1989 году Марийское книжное издательство выпустило в свет первую часть «Амазонок». В 1993 году была издана вторая часть приключенческого романа-дилогии «Пояс Ипполиты», где автор творчески прослеживает дальнейшую судьбу полюбившихся всем героев античных времен. Третья часть знаменитой эпопеи о легендарных женщинах-воительницах называется «Крылья Киприды». Безвременная кончина помешала автору завершить произведение, но это удалось сделать его сыну Сергею.
Всего за свою творческую жизнь А. С. Крупняков написал более десяти романов, изданных общим тиражом 1395 тыс. экземпляров. А роман «Марш Акпарса» при жизни автора выдержал три издания, тираж которых составил около двухсот тысяч экземпляров. С 1968 г. А. С. Крупняков — член Союза писателей СССР.
По произведениям А. Крупнякова марийская студия телевидения поставила телеспектакли «Путь Аказа», «Продкомиссия», «Пламя над волостью», «Талькина победа».
24 января 1994 г. А. С. Крупняков умер. По завещанию писателя он похоронен на родине — на кладбище села Чкарино Советского района.
Память:
1. Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 23 января 1995 года Советской районной центральной библиотеке присвоено имя народного писателя А. С. Крупнякова.
2. Ежегодно на родине писателя проводятся «Крупняковские чтения». Первая такая встреча состоялась 22 мая 1995 года в день 75-летия со дня рождения писателя.
3. В 2002 году в Советском районе началась работа по программе «Организация библиотеки-музея А. С. Крупнякова на базе Чкаринской сельской библиотеки», которая вошла в республиканскую целевую программу «Культура села на 2003-2005 годы». В год 85-летия писателя (22 мая 2004 г.) состоялось открытие библиотеки-музея.
4. Памятная доска украшает фасад дома № 28 по ул. Кремлевской в Йошкар-Оле, в котором с середины 1960-х до конца 1970-х годов жил писатель.
5. 4 ноября 2012 года на бульваре Чавайна г. Йошкар-Олы открыт памятник писателю. Скульптурную композицию создали скульпторы из Республики Марий Эл Сергей Яндубаев и Анатолий Ширин.
Материал подготовлен при поддержке Национальной библиотеки им. С.Г.Чавайна