История:
Национальная школа изобразительного искусства в Марий Эл сформировалась очень поздно, в 30-е годы прошлого века. Одним из тем, кто стоял у ее истоков, был художник из Ярославской области – Павел Тимофеевич Горбунцов. В 1917 году он окончил одно из самых престижных худжественных учебных заведений страны – училище барона Штиглица в Петербурге (ныне Мухинское). Работал в Мариинском театре, Рыбинском драматическом театре; с череповецкой театральной труппой в 1926 году приехал в Краснококшайск и остался в качестве художника-постановщика Марийского драматического театра им. Шкетана. Он стал первым профессиональным театральным художником в республике, и одним из первых наших профессионалов-живописцев.
Открытие Краеведческого музея активизирвало работу художников. Многие из них приглашались для зарисовок быта и обычаев крестьян отдаленных кантонов Марийской автономной области (так по-швейцарски назывались раньше районы нашего края). Горбунцовские рисунки тушью, хранящиеся сейчас в Национальном музее РМЭ, представляют большой интерес для этнографов-финоугроведов. Кстати, старое поколение йошкаролинцев помнит краеведческий музей в оформлении Горбунцова. Свой труд и талант ПТ приложил во многих областях: от декораций до оформления книг, но основная его заслуга – в области пейзажной живописи, во многом благодаря именно ему сформировалось лицо марийского пейзажа, воспевающего одно из главных наших богатств – нетронутую природу республики. На выставках его картины обращают на себя внимание зрителя, выделяясь особой свежей и яркой цветовой гаммой из ряда работ младших современников. Не зря коллеги-художники называли его «патриарх марийской живописи».
Республика помнит:
Живописные и графические работы Павла Горбунцова хранятся в коллекциях республиканских музеев, в постоянной экспозиции Национальной художественной галереи экспонируется две картины художника: «Дыхание севера», «Мартовский день».