Родился в семье чиновника и супруги его, православной полячки, в девичестве носившей фамилию Пуцек. Первое образование получил дома, а затем поступил в Киевскую Духовную академию. Обучение его проходило очень успешно и по окончанию, Василий Пуцек-Григорович был направлен как лучший ученик в Казань. Там он обучал местное население Закону Божию, русскому и латинскому языкам, был преподавателем учрежденной в 1733 году Славяно-Латинской школы, а в 1739 году стал первым учителем философского класса, созданного при Казанской Духовной семинарии.
В 1740 году Пуцек-Григорович был пострижен в монашество с именем Вениамин епископом Казанским Лукой, в том же году его рукоположили во иеромонаха. В течение нескольких последующих лет его деятельность батюшки была связана с Казанской Духовной семинарией. После возведения в сан архимандрита в 1744 году, отец Вениамин был определен на жительство в Казанский Спасо-Преображенский монастырь. В эти годы его довольно часто направляли для проповеди христианства в различные районы Казанской епархии, и труды батюшки согласно воспоминаниям современников, были весьма успешны.
С 1748 года в течение 4 лет и 6 месяцев Пуцек-Григорович в сане епископа управлял Нижегородской и Алатырской епархиями. А в 1752г. Его трудами была построена Крестовая церковь при Нижегородском архиерейском доме, потому что Владыка заботился о просвещении инородцев и о устройстве в Нижнем Новгороде семинарии.
Далее в течение 5 лет епископ Вениамин служил на Тверской кафедре, и 3 года и 4 месяца Вениамин окормлял верующих в Псковской епархии.
По велению императрицы Елизаветы в 1761 году Пуцек-Григорович вернулся в столицу России, был возведен в сан архиепископа и возглавлял Санкт-Петербургскую епархию в течение года.
Вернувшись на Казанскую кафедру, Пуцек-Григорович остался там почти на 20 лет.
Владыка считал, что проповедь слова Божия, преподавание наук должны вестись на родном языке. Под руководством Владыки по примеру русских грамматик были составлены книги по грамматике чувашского, черемисского и вотского языков, которые были напечатаны в типографии Академии наук в Санкт-Петербурге.
В 1755 году были выпущены «Сочинения, принадлежащие к грамматике черемисского языка». В течение ста лет эта грамматика служила учебником для марийских детей, обучавшихся в миссионерских школах.
Кроме того, Владыка Вениамин являлся автором ряда сочинений, часть из которых была издана при его жизни («Слово на 1747 год», «Слово, говоренное в публичном собрании при Казанских гимназиях, по восстановлении общего покоя». Также известным стало его стихотворение, посвященное императрице Елизавете II, которое перевели на чувашский, марийский, удмуртский и мордовский языки.
В 1771 году во время эпидемии морской язвы по благословению Владыки в Казань была принесена из Седьмиозерной пустыни Смоленская икона Божией Матери.
Во время штурма Казани бунтовщиками-пугачевцами, Владыка стоял на коленях в Благовещенском соборе города, воссылая молитвы о ниспослании помощи против нечестивых. В момент затишья, среди объятого пламенем города, он совершил крестный ход вокруг крепости.
Несмотря на решительные действия в период пугачевского бунта, Владыка был оклеветан и 15 октября 1744 года арестован по обвинению в том, что «посылал одного из своих келейников к Пугачеву с деньгами и предложением ему своей покорности». После трехмесячного заключения архиепископу Вениамину удалось отправить на Высочайшее имя письмо. Получив свидетельства о невиновности архипастыря, 26 января 1775 года императрица пожаловала его саном митрополита.
После 20-летнего управления Казанской епархией митрополит Вениамин (Пуцек-Григорович) подал прошение об увольнении на покой, и 17марта 1782 года его просьба была удовлетворена. Владыка поселился в Седьмиозерной пустыни, где мирно окончил свои дни в июле 1785 года и был похоронен на территории обители.
Источники и литература:
История Марийского края в лицах. XIV — начало XX веков. [Текст]: историко-биографические очерки. — Йошкар — Ола: Марийский научно-исследовательский институт; 2012. — 392 с.: ил.