Являясь мифологическим персонажем, Онар, тем не менее, часть культурного наследия народа мари. По легендам, богатыри-исполины Онары жили на марийской земле до людей. Леса им были по колено, через реки они легко перешагивали, а ростом были чуть пониже радуги. Были они охотниками, били зверя, собирали мед диких пчел.
В марийской мифологии существует несколько популярных сюжетов, связанных с Онаром. Один — о происхождении озер, холмов, курганов. Онар, заснув, просыпался лишь на пятые сутки, крепок был богатырский сон. На месте, где лежала его голова, получалась огромная яма, которая затем заполнялась водой и становилась озером. Там, где Онар вытряхивал из лаптей песок, набившийся во время ходьбы, появлялись курганы.
Попалась Онару на пути речка, и, расшалившись, он бросил в воду горсть земли. Запрудила эта земля речку и разлилось перед запрудой большое озеро.
Легенды повествуют и о взаимоотношениях Онара с людьми. Разыгравшаяся буря уносит с земли выкорчеванный людьми большой еловый пень. Он попадает в глаз Онару, а тот никак не может вынуть эту соринку. Тогда он идет к своей матери, которая помогает. Мать говорит Онару: «Если попал в глаз выкорчеванный пень, значит живут в тех краях люди». Онар отправляется на берега Волги и видит шестиногую букашку, ползущую по земле, а за букашкой остается полоса взрытой земли. Великан поднимает человека вместе с лошадью и сохой и несет к матери. Мать советует Онару вернуть человека на место и не кичиться перед этим народом своим ростом и силой, а наоборот, всячески защищать и помогать более слабым землякам.
С тех пор Онар помогал им в работе, защищал от врагов, которые при жизни богатыря обходили землю мари стороной.
Онар, с его готовностью служить людям, бескорыстной добротой, честностью и самоотверженностью, издревле был высшим идеалом для народа мари.
Имя Онара на слуху у каждого, кто живет в республике, а саму Марий Эл часто поэтически называют землей Онара.