Человек никогда не бывает так близок к совершенству, как при приеме на работу. Основные причины отказа работодателя. Лучший способ избежать отказа – хорошо подготовиться к собеседованию.
Вы просматривали предложения, анализировали условия, рассылали резюме, - так много сделали, чтобы попасть на собеседование. И вот пришло время лицом к лицу встретиться с работодателем.
На создание впечатления о Вас влияют не только Ваши слова, но и то, как Вы их произносите. Многие кандидаты даже не догадываются, как много информации о них можно узнать по сигналам тела: мимике, позе, движениям конечностей. По поведению специалист может выяснить очень многое о Вашей личности и о Вашей приспособленности к жизни. Одно неверное действие может стоить вам работы! Чтобы успешно пройти собеседование, при подготовке к нему проанализируйте собственный язык тела.
♦ Как Вы входите в кабинет?
♦ Как Вы улыбаетесь?
♦ Стоите или сидите ли Вы прямо?
♦ Есть ли у Вас зрительный контакт с собеседником?
♦ Не выглядите ли Вы нервным?
♦ Как ведут себя ваши руки?
♦ Стоите ли Вы слишком близко или слишком далеко к людям, когда говорите с ними?
Следующий фактор, по которому о вас сложат впечатление это ваш рассказ о себе.
Обратите особое внимание на вашу речь. В деловых разговорах и на собеседовании следует избегать использования американизмов типа «вау», «о`кей», «йес», «ноу проблем» и т.д. В России многим деловым людям эта привычка не нравится, они видят в этом низкопоклонство перед Америкой.
Кстати, отдельные слова из другого языка обычно употребляют люди, плохо говорящие на нем. Те, кто в совершенстве знает иностранный язык (переводчики, топ-менеджеры, дипломаты и т.д.), никогда не вставляют слова из одного языка в другой. Поэтому наличие (отсутствие) иностранных слов-паразитов свидетельствует об уровне деловой культуры и степени владения иностранным и русским языками.
Из вашего рассказа работодатель узнает в самых общих чертах о соответствии вашей личности профилю его компании. И вместе с тем, он обратит внимание на характерные глаголы, которые вы используете при описании своей деятельности.
Например: выполнил, разработал, увеличил, инициировал, создал, сделал и т.п. Эти глаголы говорят об определенных результатах, т.е. достижениях. Такие глаголы, как работал, отвечал, звонил, участвовал, дают представление скорее о выполняемых функциях, чем о достигнутых результатах.
Каких ошибок стоит избегать на собеседовании?
Основные ошибки соискателей.
1. Забыл резюме. Приход на собеседование без резюме - показатель несерьезного отношения к работодателю. Резюме - ваша «визитная» карточка, которая позволит сэкономить его время.
2. Незнание своих сильных и слабых качеств.
Ответы типа «не могу сам себя хвалить» или «об этом лучше спросить у других» – не годятся. Специалист отдела кадров не пойдет сейчас опрашивать ваших друзей и начальников. Он, возможно, сделает это позже, если вы ему сейчас понравитесь, но пока у него есть только Вы, и вы сами должны себя оценить и похвалить.
3. Жалкий внешний вид. Измученное лицо, бегающий взгляд, желваки, нахмуренные брови, красные глаза, напряжение в позе, неряшливость, неаккуратность, неприятный запах, лишний вес. Все это наталкивает на мысль, что у вас проблемы – а люди с проблемами никому не нужны. Работодателю нужны сотрудники, которые будут решать его проблемы, а не думать о своих.
4. Долгий срок поиска работы кандидатом. Если кандидат до сих пор не нашел работу, значит что-то в нем не так – такие люди работодателю не нужны. Обоснуйте долгий перерыв в работе правдоподобной причиной: помогали родителям, другу, повышали квалификацию, подрабатывал. Это уже покажет вас, как человека дела.
5. Казаться лучше, чем вы есть. Большинство кандидатов склонны к завышению своих заслуг на прошлом месте работы и стараются преподнести себя в максимально выгодном свете. Это вполне понятно и естественно для любого человека. Если ваш рассказ о виртуальных достижениях будет сбивчив и прерывист, то тут и неспециалист поймет, что вы что-то выдумываете. Помните – Ваша репутация создается не за один год, а испортить вы ее можете за один день.
6. Несоответствие требованиям предлагаемой должности. Недостаточная квалификация, навыки и умения, недостаток образования, неподходящий возраст. Взвешивайте свои возможности. Если у вас год опыта, а требуется три – то ваши шансы очень низки.
7. Отсутствие рекомендаций или плохие рекомендации от бывших работодателей. Если человек работал, то у него в любом случае должны быть рекомендации. Поэтому позаботьтесь об этом. Если же их нет, или вы с неохотой даете контакты, или даете телефон другого человека (бухгалтера, коллеги, с которым заранее договорились), сославшись на отсутствие телефона прямого руководителя - это говорит о каком-то конфликте.
8. Манеры всезнайки. «Я и так все знаю». Если вы такой умный, то почему до сих пор ищите работу. Любая работа подразумевает что-то новое, т. е обучение. Такое поведение говорит о том, что вы к этому не способны.
9. Неумение изъясняться. Плохая дикция, слишком громкий либо тихий голос, частое употребление слов-паразитов. Тренируйте свою речь, повторяйте скороговорки. Больше общайтесь с теми людьми, которых приятно слушать. Копируйте их интонации, речевые формулировки - и ваша речь будет всегда на уровне.
10. Излишняя разговорчивость не по теме – очень распространенная ошибка кандидатов. Не стоит рассказывать о подробностях своей личной жизни, взаимоотношений с супругом/детьми, жаловаться на няню ребенка или детский сад, или взаимоотношения с соседями/сослуживцами; затрагивать темы политики, спорта, религии, здоровья. Говорите только по существу вопроса. Коммуникабельность заключается не в том, чтобы много говорить, а чтобы говорить тогда, когда это действительно необходимо.
11. Отсутствие амбициозности и целеустремленности. Узость интересов, нет плана карьеры, четких целей и задач. Изучите себя – наверняка у вас есть какие-то планы и мечты.
12. Невозможность работать сверх установленного графика по различным причинам – в любой компании и на любой должности бывают моменты, когда необходимо поработать сверхурочно. Прежде чем говорить нет – узнайте как часто и насколько придется задерживаться. Возможно, никто и не говорит о каждодневных задержках. Поэтому если вы к этому не готовы, то ваш выбор сильно ограничен. Будьте готовы к отказам в приеме на работу.
13. Чрезмерная концентрация на деньгах – это говорит лишь о том, что если вы найдете более высокооплачиваемую работу, то без проблем уйдете. Работодатель не заинтересован менять сотрудников как перчатки.
14. Стремление к самооправданию – отсутствие самокритичности, уклончивость, ссылки на неблагоприятные факторы и на обстоятельства, обвинение других в своих проблемах. Давайте объективную оценку своим действиям. Работодатель оценит ваше умение извлекать уроки и делать выводы из своих ошибок.
15. Презрительные или негативные отзывы о предыдущих работодателях. На собеседовании не рекомендуется негативно отзываться о прошлом месте работы, о бывших коллегах и начальнике, даже если вы действительно пострадали, и вашей вины в том нет. Не надо выливать на нового работодателя все, что у вас накипело. Говорите об этом спокойно и уверенно, не пускаясь в подробности.
16. Подробные рассуждения о коммерческих делах прежних работодателей также не приведут ни к чему хорошему, даже если это интересно интервьюеру. Он может с удовольствием послушать, но сделает вывод, что Вы не умеете хранить коммерческие тайны.
17. Неспособность воспринимать критику – ошибки делают все. Именно критика со стороны помогает их вовремя исправить. Если вы не готовы ее воспринимать, значит и не готовы устранять свои ошибки.
18. Опоздание на собеседование без уважительной причины – вы не умеете управлять своим временем. Вы недостаточно его цените, значит и время других вам не ценно.
19. Отсутствие вопросов о работе к потенциальному работодателю – если у вас нет вопросов, значит вам не интересно данное предложение.
20. Претендование на более низкую должность по сравнению с предыдущей. Компания всегда будет думать, что их предложение может стать для Вас перевалочным пунктом, Вы устраиваетесь на работу только для того, чтобы во время ожидания более престижной должности иметь хоть какие-то деньги.
21. Неуместные и неправильные вопросы.
- Как быстро можно ожидать повышения в должности?- Какое у вас выделено время на перекуры?
- Если вы меня возьмете, можно мне будет начать работу недельки через 3-4?
- Можно ли договориться с руководителем и приезжать на час позже (уйти в отпуск через месяц, а то мы уже с мужем (женой) путевки купили)?
Ваши вопросы должны быть по-существу и направлены на прояснение деталей основной деятельности.
22. Негативное отношение к работодателю, которое проявляется в тоне и стиле общения. Большую ошибку совершают те кандидаты, которые изначально негативно, презрительно или свысока настроены к собеседнику. Даже если вы претендуете на высокую должность, а перед вами сидит молоденький кадровик, вы должны уважать его. Потому что во многом от него зависит, пойдет дальше ваша кандидатура или нет. Всегда и в любых ситуациях старайтесь сохранять вежливость, выдержку и доброжелательность. Воспринимайте это еще как одну проверку.
23. Звонок мобильного телефона во время собеседования.
В первую очередь это говорит о вашем неуважении. Работодатель может позволить себе отвлекаться, а вы нет. Один такой звонок может стоить вам хорошей работы. Отключите телефон еще до того, как войти в кабинет, а не во время звонка! Именно отключите, а не поставьте на вибрацию.
Вы теперь знаете основные причины отказа работодателей.
Это далеко не полный список ошибок.
Проработав большинство из них, вы повысите свои шансы в несколько раз.
Информация предоставлена Центром развития бизнеса и личности «София», тел.45-72-60, 45-72-72